Перейти к содержимому

О национальных фобиях

Виталий Каплан

Все чаще вспоминаю один случай из детства. Было мне семь лет, я гулял во дворе (в те идиллические времена родители не боялись отпускать семилетних детей одних), и ко мне подошли две незнакомые девочки, чуть постарше. Лет восьми-девяти примерно. Они принялись мне объяснять, что я чудовище, потому что я еврей, а евреи, как им достоверно известно, пьют человеческую кровь. Поэтому девочки меня не любят, боятся и считают, что меня не должно быть.

Я не помню, ответил ли им что-то. Не помню, рассказал ли об этом родителям. Но помню свой шок, свой ужас: это же было первое в жизни столкновение... не с антисемитизмом даже, а шире. С представлением о том, что какая-то человеческая общность на самом деле не человеческая, а нелюдская, и существовать не должна. И если ты по каким-то туманным для тебя критериям принадлежишь к этой общности, то тебя быть не должно. Не должно быть тебя, твоих мамы и папы, бабушки и дедушки, твоего братика, твоих родственников. Помню еще, что в тот момент, когда девочки излагали мне свое мировоззрение, меня пронзило ужасом: а вдруг они правы, вдруг я действительно чудовище и пью их русскую кровь? Что-то вроде мгновенного индуцированного психоза.

Надо сказать, что впоследствие я не особо часто сталкивался с антисемитизмом. Как-то мне везло (ну или Господь уберегал). Однажды, уже в нулевых, кажется, годах, я решил покопаться в памяти и подсчитать, скольких антисемитов встречал в своей жизни. Речь, понятное дело, о реале, а не о форумах и соцсетях. Оказалось, девять. Девять — на тысячи всех прочих людей. Доли процента.

Но встречу с милыми девочками я все же периодически вспоминаю. Последние несколько лет вспоминаю чаще — когда в соцсетях слышу мнение, что этот народ чудовище, что этот народ угроза для всего человечества, что он раковая опухоль на теле планеты, что всё, от него исходящее — это чистое, беспримесное зло, что надо бы поскорее довершить то, что не удалось в прошлом веке Вермахту... И нет, это говорилось не о еврейском народе. Вы поняли, о каком.

А в последние несколько недель дискурс вновь поменялся, и теперь это вновь говорится и о еврейском народе. То есть на самом деле и раньше говорилось, но в тех кругах, куда нормальные люди не вхожи. А сейчас выясняется, что этот ментальный вирус действует и на нормальных людей. Что нормальные люди, которые раньше понимали очевидные вещи, перестали их понимать. Перестали понимать, что невозможно ненавидеть только один какой-то народ — рано или поздно начинаешь ненавидеть всех и вся. Ненависть — вот она действительно как раковая опухоль. Если ее не лечить, она неизбежно будет давать метастазы.

А кто будет лечить, если все вокруг больны?